50 лет
со дня основания

  • >
  • Завершилась реставрация ценных элементов для экспозиции ВООПИиК на Захарьевской, 14

Завершилась реставрация ценных элементов для экспозиции ВООПИиК на Захарьевской, 14

В конце августа завершилась реставрация архитектурных элементов для будущей экспозиции «История движения в защиту Петербурга» на Захарьевской, 14. Работу по подготовке этих деталей на условиях благотворительной помощи выполнила реставрационная мастерская «Наследие».

Фото: реставрационная мастерская «Наследие»

Расчисткой и отмывкой ценных объектов занимались аттестованные специалисты – художники-реставраторы. Каждая вещь требовала индивидуального подхода, при этом специалисты придерживались традиционных методик, апробированных множество раз.

Об итогах реставрации рассказала заместитель генерального директора реставрационной мастерской «Наследие» Христина Шумилова:

«Самый сохранившийся предмет – это скульптура льва, находившаяся в одной из парадных нашего города. В процессе бытования она была многократно окрашена. Был проведен стратиграфический анализ образца с поверхности памятника, который показал, что лев было окрашен 14 раз! Когда-то он был и синим, и желтым, и зеленым, и розовым. Последний цвет – охристый, а первоначальный – предположительно белый, наподобие меловой покраски. В процессе работы мы удалили всю краску, так как она искажала внешний вид памятника (очень толстые слои) и местами шелушилась, отходила от основы. После расчистки решили, что не будем красить скульптуру заново, чтобы не скрывать ее сохранность. У льва было множество сколов и трещин по всей поверхности, утрачен фрагмент хвоста и нос. В процессе работы заделали самые крупные трещины – консервационным способом, без выведения всей пластики – чтобы опять же подчеркнуть его состояние сохранности. Утраченные фрагменты восполнили, чтобы придать фигуре более завершенный экспозиционный вид, но специально сделали их немного отличающимися по тону от самого памятника. Специалисты применяли обратимые реставрационные материалы, чтобы потом можно было все легко снять и вернуться к первоначальному виду предмета в случае необходимости. Кроме того, сделано интересное открытие – на днище скульптуры мы нашли надпись – там большими размашистыми буквами написаны даты. Сняли кальку с этого дна, поэтому скан тоже сможем представить на экспозиции.

Фото: реставрационная мастерская «Наследие»

Также на реставрации находился мраморный постамент, плинт с сохранившимися ступнями к скульптуре музыканта и другие предметы. Поскольку у музыканта не хватало большого количества деталей – головы, рук, средней части ног, – было решено сделать подставку для придания ему вертикального положения, также мы укрепили и замастиковали трещины. Поверхность памятника значительно изменила цвет, наблюдались бурые, рыжие, черные пятна, предположительно от контакта с почвой. Были проведены работы по расчистке камня, но так как состояние памятника достаточно руинированное, на совете было принято решение, что нет необходимости пытаться удалять пятна (тем более, что многие из них уже глубоко в структуре камня), необходимо произвести музеефикацию предмета.

Плинт с фрагментами ног мы промыли и законсервировали. На постаменте тоже в основном были проведены работы консервационного плана – промывка, расчистка, заполнены мастиковкой дефекты, которые влияют на сохранность предмета. Тут была достаточно сложная расчистка, так как наблюдались следы краски, битума, жирные пятна… У предмета, судя по всему, тоже была сложная судьба.

Еще прошли консервацию две воротины из черного металла. При их расчистке были обнаружены несколько элементов и из цветного металла, которые позолочены предположительно гальваническим способом. Сейчас можно видеть, как на них после расчистки проявилось золото. Элементы из черного металла были расчищены от рыхлых продуктов коррозии, обработаны преобразователем ржавчины, потом нанесено консервационное покрытие.

Таким образом, можно сказать, что вся реставрация предметов была сделана по пути консервации-музеефикации».

Фото: реставрационная мастерская «Наследие»

Напомним, СПб ГО ВООПИиК продолжает работу по созданию постоянно действующей экспозиции «История движения в защиту Петербурга» на Захарьевской улице, 14. Она станет частью многофункционального коммуникативного пространства «Петербургский центр культурного наследия им. академика Б. Б. Пиотровского». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Согласно концепции, каждый из четырех залов экспозиции будет посвящен одному из аспектов охраны памятников: выявление, изучение, популяризация и сохранение. Важное место в выставочном пространстве займут архитектурные детали с различных объектов культурного наследия Санкт-Петербурга и пригородов, которые были переданы в ВООПИиК на хранение или спасены волонтерами.

Открытие экспозиции планируется в конце октября 2021 года.

Сообщите о угрозе памятнику