50 лет
со дня основания

  • >
  • Завершился первый этап проекта «Витражи Петербурга» с участием ВООПИиК

Завершился первый этап проекта «Витражи Петербурга» с участием ВООПИиК

В Санкт-Петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры прошел круглый стол по теме витражного наследия в исторических зданиях Петербурга. Участие в мероприятии приняли представители СПБ ВООПИиК, искусствоведы, сотрудники КГИОП, волонтеры и журналисты. Собравшиеся обсудили итоги пилотного этапа проекта «Витражи Петербурга: инвентаризация 2019–2020».

Фотография Валерии Азарочкиной

Проект по учету витражей в исторической застройке Петербурга возник как общественная инициатива и получил поддержку СПБ ВООПИиК. Его участники поставили целью выявить, описать и сфотографировать сохранившиеся к настоящему времени витражи, созданные до 1917 года.

За полгода, с сентября 2019 года до марта 2020-го, градозащитники и волонтеры обследовали доходные дома XIX – начала XX века на Васильевском острове – всего 41 здание, и выявили более 150 витражей и других видов декоративного остекления. Как отметил на открытой встрече заместитель председателя СПб ВООПИиК Сергей Васильев, учет – это первый шаг на пути к спасению хрупких фрагментов. 

«Их ценность даже не столько художественная, сколько то, что это относится к замечательному периоду, который во многом утрачен. Почти нигде не уцелели витражи в том виде, в котором они задумывались, это хрупкие фрагменты былой красоты», – отметил он в интервью телеканалу «Санкт-Петербург».

Фотография Валерии Азарочкиной

Полное витражное остекление на Васильевском острове сохранилось только по двум адресам, в нежилых домах. Одно в особняке П. Я. Бекеля на 2-й линии В.О., 23, где сейчас располагается Государственный гидрологический институт. Второе – в церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском православном кладбище на Камской улице, 24. Волонтеры выявили три адреса с витражами в аварийном состоянии. В пилотном этапе проекта приняли участие около 30 добровольцев.

Искусствовед Татьяна Княжицкая выступила с презентацией о проекте инвентаризации и рассказала историю витражного искусства в России. Эта история имеет сравнительно небольшой срок – всего двести лет, тогда как западноевропейские витражи появились более тысячи лет назад. Одним из первых образцов витражного искусства Петербурга и всей Российской империи стал алтарный образ Исаакиевского собора. Тогда в России не существовало традиции создания витражей, поэтому большие стеклянные картины привозили из-за границы. Работа была создана в Мюнхене, и в 1847 году установлена в Исаакиевском соборе. После этого витражи появились в других православных храмах нашей страны.

К концу XIX века в Петербурге в большом количестве стали строить доходные дома, которые требовали отделки и украшения. В то время витражное искусство испытало стремительный взлет – витражей стали изготавливать сотни или даже тысячи.

«Сколько было изготовлено витражей в Петербурге, точно сказать невозможно, потому что точкой отсчета для нас стали 1990-е годы, – именно в это время начали фиксировать, фотографировать витражи на лестницах доходных домов города. К сожалению, то состояние витражей, которое мы сейчас можем видеть в исторической архитектуре – не целые окна, а фрагменты, обычно это фрамуги, то есть верхняя часть окна», – объяснила Татьяна Княжицкая.

Фотография Валерии Азарочкиной

По предварительным подсчетам экспертов, к 2020 году в Петербурге утрачены около 80 % дореволюционных витражей. Одна из важнейших задач проекта – привлечь внимание горожан к тем витражным окнам, которые находятся в аварийном состоянии, и попытаться общими усилиями с участием разных органов разработать программу их сохранения.

База данных с описанием и фотографиями почти всех сохранившихся исторических витражей и декоративного остекления окон и дверей на Васильевском острове и первые результаты инвентаризации работы на Петроградской стороне опубликованы на сайте «Витражи России». По итогам работы создана тематическая общедоступная карта с адресами домов, где сохранились витражи. Своя база витражей в ближайшем будущем появится у Петроградского, Центрального и Адмиралтейского районов. 

Материалы по сохранившимся витражам можно найти и на других интернет-ресурсах – подробная информация с удобной навигацией, фотографиями и комментариями представлена на сайте citywalls.ru, а сотрудники архива КГИОП инициировали размещение ссылки на проект на портале комитета. В скором времени аналогичная информация может появиться на сайте библиотеки Маяковского. Кроме того, активисты занимаются распространением информации в соцсетях, и посты набирают до 8 тысяч просмотров.

По результатам первого этапа инвентаризации издана книга «Витражи Петербурга: инвентаризация 2019–2020 гг. Васильевский остров» тиражом 150 экземпляров. Первая часть составлена экпертами ВООПИиК и рассказывает о том, какими законодательными актами охраняется витражное наследие, далее следует историческая статья Татьяны Княжицкой с архивными иллюстрациями об утраченных витражах и сам каталог по каждому адресу. Фотографии для этого издания, сделанные в 1990-е годы, предоставил архив КГИОП. В ближайшее время выйдет книга по витражному наследию Петроградской стороны – уже сейчас в ней более ста адресов.

Градозащитник Александра Тесакова рассказала, что до начала проекта волонтеры провели точечную серию субботников – приходили в парадную, где находится витраж, мыли подоконники, стены, перила, развешивали ознакомительные таблички с информацией по истории дома и раздавали местным жителям памятки, где указана ценность витражей и законы, по которым они охраняются.

«Летом 2019 года мы сделали пробное пилотное исследование по точечным адресам на Васильевском острове, в чем нам очень помог проект ВООПИиК «Открытый город». Тогда стало понятно, что нужно делать тотальную инвентаризацию. Следом Сергей Васильев разместил на странице «ВКонтакте» объявление с призывом о помощи, и неожиданно откликнулись много людей», – поделилась она.

За волонтерами закрепили участки: им предстояло сделать не только обследование дореволюционных витражей Васильевского острова, но и составить их описание, провести систематизацию – вплоть до создания базы данных, но все по четкой инструкции.

Добровольцы, принявшие участие в работе по поиску и учету витражей – это жители Петербурга разных профессий, которые очень любят свой город. Среди них врачи и учителя, экскурсоводы и программисты, бухгалтеры, студенты, мамы маленьких детей и пенсионеры. Имена участников указаны на сайте «Витражи России» и в книге.

Сообщите о угрозе памятнику